ПРОТОКОЛ № 2/56-2000

заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам

г. Москва 15 июня 2000 года Присутствовали:

председатель ГМЭК - В.К.Ковалев

заместитель председателя ГМЭК - К.Н.Пармененков

ответственный секретарь ГМЭК - В.М.Кабанков

члены ГМЭК - М.Г.Абдуразаков, А.П.Антонов, А.А.Аузан, А.Н.Виноградов, А.Н.Волдорин,

Е.Н. Кукушкина, В.Н.Крутиков, В.Д.Лифанов, М.А.Моторин, Н.В.Попов, В.А.Пярин, М.Б.Ярошевская

Е.П.Ермакова, В.И. Козлов, В.Н.Корольков, В.А.Клушин, А.С.Кузьмин, И.В.Масленникова, С.В.Орлов, К.Г.Стогов, А.И.Экимов, А.Н.Эстрин

 

I. О замене фискальной памяти контрольно-кассовых машин

(М.Б.Ярошевская, А.Н.Эстрин, В.Н.Ковалев, Н.В.Попов, В.М.Кабанков, А.Н.Виноградов, В.Л.Лифанов К.Н Пармененков)

1. Замена фискальной памяти контрольно-кассовой машины может проводиться только в случаях ее аварии или заполнения (при количестве свободных полей для записи сменных отчетов менее 30 и/или отсутствии свободных полей для записи данных о перерегистрации). Замена фискальной памяти проводится в соответствии с Порядком проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин при соблюдении требований Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, относящихся к ремонту контрольно-кассовых машин, и требований Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, относящихся к центрам технического обслуживания.

Настоящее решение вводится в действие с 1 декабря 2000 года.

2. Лаборатории эталонных образцов контрольно-кассовых машин в срок до 1 сентября 2000 года разработать и представить в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам проект Порядка проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин. В указанном Порядке отразить следующие положения:

в случаях аварии или заполнения фискальной памяти контрольно-кассовой машины замене подлежит модуль (плата) фискальной памяти контрольно-кассовой машины на аналогичный модуль (плату) из числа запасных частей, поставляемых генеральным поставщиком контрольно-кассовой машины;

замена модуля (платы) фискальной памяти контрольно-кассовой машины проводится обслуживающим ее центром технического обслуживания согласно инструкции по замене фискальной памяти контрольно-кассовой машины. Инструкция разрабатывается заявителем (генеральным поставщиком) контрольно-кассовой машины с учетом требований Порядка проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин и согласовывается с экспертной организацией по контрольно-кассовым машинам, проводившей техническую экспертизу этой модели;

в случае аварии фискальной памяти замена модуля (платы) фискальной памяти проводится после прочтения ее содержимого в присутствии представителей налогового органа и пользователя контрольно-кассовой машины. Способ прочтения содержимого фискальной памяти при ее аварии указывается в инструкции по замене фискальной памяти контрольно-кассовой машины;

в случае заполнения фискальной памяти замена модуля (платы) фискальной памяти проводится после получения представителем налогового органа полного фискального отчета. Способ получения полного фискального отчета указывается в инструкции налогового инспектора по соответствующей модели контрольно-кассовой машины;

при замене модуля (платы) фискальной памяти контрольно-кассовой машины обеспечивается сохранность информации, содержащейся в фискальной памяти;

о проведении замены фискальной памяти делаются отметки в паспорте (формуляре) и регистрационной карточке контрольно-кассовой машины;

замененный модуль (плата) фискальной памяти контрольно-кассовой машины не подлежит ремонту в условиях центра

технического обслуживания и у пользователя контрольно-кассовой машины.

3. Заявителям (генеральным поставщикам) контрольно-кассовых машин:

разработать и согласовать в срок до 1 ноября 2000 года с соответствующими экспертными организациями по контрольно-кассовым машинам инструкции по замене фискальной памяти их контрольно-кассовых машин и привести в соответствие с указанными инструкциями ремонтную документацию на эти контрольно-кассовые машины;

обеспечить в срок до 1 декабря 2000 года центры технического обслуживания и Лабораторию эталонных образцов контрольно-кассовых машин указанными выше инструкциями;

организовать работы по обеспечению центров технического обслуживания в соответствии с их заявками необходимым количеством запасных частей для замены фискальной памяти и откорректированной ремонтной документацией.

4. Рабочей группе Государственной комиссии по вопросам ведения технических требований в срок до 1 сентября 2000 года проанализировать вопросы замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин и представить в Государственную комиссию предложения по внесению соответствующих уточнений в технические требования к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, исключающих техническую возможность ее предельного заполнения.

5. Лаборатории эталонных образцов контрольно-кассовых машин обеспечить координацию работ по выполнению настоящего решения. Сообщение Лаборатории заслушать на заседании Государственной комиссии в IV квартале 2000 года.

II. Об установке даты и времени в контрольно-кассовых машинах

(М.Б.Ярошевская, В.Н.Ковалев)

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении

 

денежных расчетов с населением” от 7 августа 1998 года №904 в части печати контрольно-кассовыми машинами на чеках, вкладных (подкладных) документах и контрольной ленте даты и времени покупки (оказания услуги) пользователям контрольно-кассовых машин обеспечить контроль за регистрацией машиной надлежащих даты и времени осуществления денежных расчетов. Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации” от 8 января 1992 года №23.

Дата и время устанавливаются согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и эксплуатационной документации на конкретные модели контрольно-кассовых машин.

Рабочей группе Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам по вопросам ведения технических требований в срок до 1 августа 2000 года представить в Государственную комиссию предложения по внесению соответствующих уточнений в технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам.

Просить МНС России.. рекомендовать налоговым органам на местах при проведении проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин в части отражения на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе реквизита “время покупки (оказания услуги)” руководствоваться настоящим решением, а также решением Государственной комиссии от 14 июля 1999 года (п.12 раздела I протокола №4/52-99).

III. О формате наименований моделей контрольно-кассовых машин

(М.Б.Ярошевская, В.Н.Ковалев)

В целях унификации формата наименований моделей контрольно-кассовых машин дополнить абзац пятнадцатый пункта 3.4 Положения о порядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, текстом следующего содержания:

“Наименование модели контрольно-кассовой машины должно представлять собой последовательность не более 30 символов

заглавных и/или прописных букв русского и/или латинского алфавитов, цифр, пробелов, знаков “-” и “.”, первым из которых является символ заглавной буквы, а последним - символ заглавной буквы “Ф” (для моделей контрольно-кассовых машин отечественного и совместного производства) или заглавной буквы “F” (для импортируемых моделей контрольно-кассовых машин). Недопустимы использование в наименовании модели других символов, внесение пояснительных слов (например, фискальный регистратор, таксометр, почтово-кассовый терминал и т.п.), а также различное написание наименования модели на маркировочном шильдике и в соответствующих документах и материалах.”.

Настоящее дополнение распространяется на модели контрольно-кассовых машин, по которым ходатайства об их включении в Государственный реестр представляются заявителями после 1 июля 2000 года.

 

IV. Об использования системных контрольно-кассовых машин в качестве фискальных регистраторов в составе компьютерно-кассовых систем

(М.Б.Ярошевская, А.Н.Эстрин, В.М.Кабанков, В.И.Козлов, Н.В.Попов, В.Н.Ковалев)

Запрещается после 1 августа 2000 года использование для осуществления денежных расчетов с населением в качестве фискальных регистраторов в составе компьютерно-кассовых систем системных контрольно-кассовых машин, не зарегистрированных в налоговых органах до 1 августа 2000 года в этом качестве.

Пользователям системных контрольно-кассовых машин, использующим их в качестве фискальных регистраторов в составе компьютерно-кассовых систем, в срок до 1 августа 2000 года обратиться в соответствующие налоговые органы для регистрации машин в этом качестве с соответствующей отметкой в регистрационной карточке.

Пользователи системных контрольно-кассовых машин, зарегистрировавшие их до 1 августа 2000 года в налоговых органах в качестве фискальных регистраторов в составе компьютерно-кассовых систем, вправе применять их в этом качестве до 31 декабря 2001 года, если срок использования этих машин не ограничивается другими решениями Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам.

 

МНС России поручить налоговым органам на местах при проведении после 1 августа 2000 года проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин, учитывать, что использование для денежных расчетов с населением системных контрольно-кассовых машин в качестве фискальных регистраторов в составе компьютерно-кассовых систем возможно только в случаях, определенных абзацами первым - третьим раздела IV настоящего протокола. В иных случаях применение при проведении денежных расчетов с населением системной контрольно-кассовой машины, использующей канал связи для получения команд управления, заменяющих работу ее клавиатуры, следует квалифицировать как применение контрольно-кассовой машины, не отвечающей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин.

V. О предложении ФАПСИ по защите фискальных данных контрольно-кассовых машин и внедрению электронной контрольной ленты

(К.Г.Стогов, А.Н.Эстрин, А.Н.Виноградов, А.Н.Волдорин, В.Д.Лифанов, К.Н.Пармененков, В.Н.Ковалев)

Принять за основу предложенную ФАПСИ концепцию защиты фискальных данных в контрольно-кассовых машинах (приложение №1 к настоящему протоколу).

Вопросы практической реализации указанной концепции, включая внедрение электронных контрольных лент, рассмотреть на очередном заседании Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам. Просить ФАПСИ совместно с рабочей группой Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам по вопросам ведения технических требований (М.Б.Ярошевской) подготовить соответствующие предложения.

VI. Разное

( В.М.Кабанков, С.В.Орлов, К.Н.Пармененков, В.Н.Ковалев)

1. В соответствии с обращениями в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым

машинам Правительства Москвы (письмо от 3 мая 2000 года №61-17-108/0) и ГУП Городская служба платных парковок" (письмо от 19 апреля 2000 года № МПП 290) разрешить в 2000 году экспериментальную эксплуатацию в Центральном административном округе г. Москвы паркометров: фирмы "Шлюмберже" - 2 шт., фирмы "Наглер" - 2 шт., фирмы "Калле" -1шт., НПО "АГАТ”- 1 шт.

ГУП "Городская служба платных парковок" до 20 июля 2000 года уточнить и согласовать с Государственной комиссией сроки, предусмотренные "Планом проведения эксперимента по внедрению на муниципальных платных парковках автоматизированных систем учета поступающих средств".

Рабочей группе Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам по вопросам ведения, технических требований обеспечить необходимое методическое и организационно-техническое сопровождение экспериментальной эксплуатации паркометров.

2. В соответствии с обращением в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам 000 СП Метрополь (письмо от 23 мая 2000 года № 07/38а) продлить до 1 января 2001 года срок, установленный решением Государственной комиссии от 31 августа 1999 года (п.II раздела I протокола №5/53-99).

3. Лаборатории эталонных, образцов контрольно-кассовых машин представить для рассмотрения на очередном заседании Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам предложения по механизму создания и ведения банка эталонных версий программного обеспечения контрольно-кассовых машин.

Председатель Государственной комиссии


Приложение №1      к протоколу №2/56 от 15 июня 2000г.

Проект

Концепция криптографической защиты фискальных данных в контрольно-кассовых машинах.

1. Постановка проблемы.

В соответствии с Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993г. все денежные расчеты с населением должны осуществляться с применением контрольно-кассовых машин (ККМ1). В фискальную память2 ККМ заносятся финансовые итоги работы за смену. При этом покупателю (клиенту) выдается чек, напечатанный ККМ, а вся информация о проведенных денежных операциях фиксируется на контрольной ленте. Такой порядок оформления денежных расчетов преследует две основные цели:

• обеспечение возможности контроля налоговыми органами полноты налоговых начислений за любой период в соответствии с информацией о денежных расчетах, зафиксированных на контрольной ленте и в фискальной памяти.

• защита прав потребителя.

Контрольная лента могла бы служить действенным инструментом контроля, однако масштабная обработка бумажных контрольных лент с целью проверки правильности фискальных данных (ФД ) ККМ за длительный период является в настоящее время практически невыполнимой задачей. Кроме того, фальсификация ФД может сопровождаться и переоформлением контрольных лент на бумажном носителе.

В настоящее время в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации, включено 134 модели ККМ, а общее количество эксплуатируемых ККМ превысило 1,5 млн. По данным Министерства РФ по налогам и сборам более 90% из числа эксплуатируемых ККМ относятся к простейшим ККМ. Эти ККМ применяются владельцами мелких и средних точек в сфере торговли (в том числе нефтепродуктами) и сфере услуг, где проводится большинство операций денежных расчетов с населением и. наблюдается наибольшая предрасположенность к злоупотреблениям.

Выявление нелегальных модификаций представляет серьезную работу 'для квалифицированных специалистов. Разнообразие видов нелегальных модификаций и их широкое распространение не позволяют рассчитывать в полной мере на

 


1Контрольно-кассовая машина (ККМ) - устройство (программно-аппаратный комплекс), предназначенное для автоматизации и механизации учета, контроля и первичной обработки информации о денежных расчетах (в наличной и безналичной форме), а также регистрации ее на печатаемых документах в соответствии с принятыми нормативными и правовыми документами.

2 Фискальная (контрольная) память ККМ (ФП) - комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ. обеспечивающий некорректируемую, ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое (т.е. без использования внешних и внутренних источников питания) долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.

3Фискальные данные (ФД) - информация, подлежащая регистрации в фискальной памяти.

возможность успешной борьбы с ними с помощью ресурсов, имеющихся в распоряжении органов налоговой службы, налоговой полиции, МВД и т.д.

В настоящее время в качестве средств защиты ККМ, согласно действующим требованиям ГМЭК, используются такие средства, как опечатывание, пломбирование корпуса ККМ и мест кабельных соединений, заливка компаундом фискального накопителя, и т.д. Однако эти методы не дают достаточных результатов.

Решение проблемы получения налоговыми органами достоверных данных может быть достигнуто путем применения криптографических методов защиты информации.

2. Основные принципы системы криптографической защиты ФД ККМ.

В основе модели угроз лежит принцип: на всех стадиях жизни ККМ могут находиться злоумышленники, желающие нарушить целостность программно-аппаратных средств ККМ. К ним относятся: разработчики ПО ККМ, изготовители ККМ, продавцы ККМ, сервисные организации по техническому обслуживанию ККМ, пользователи ККМ и отдельные представители фискальных органов.

Целью злоумышленников, нарушающих целостность программно-аппаратных средств ККМ, является преднамеренное искажение ФД с целью сокрытия налогооблагаемых сумм.

Основные угрозы целостности ФД можно разделить на следующие классы:

· внесение в фискальную память недостоверных данных;

· изменение содержимого фискальной памяти;

· уничтожение содержимого фискальной памяти;

· обход средств фискального учета;

Для криптографической защиты ФД предлагается разработать защищенное криптографическое устройство (ЗКУ), реализующее криптографический алгоритм, функции хранения ключей и учета числа кассовых операций.

В качестве криптографических алгоритмов формирования криптографической контрольной суммой (ККС4) должны выступать алгоритм формирования имитовставки в соответствии с ГОСТ 28147-89 или алгоритм формирования ЭЦП

в соответствии с ГОСТ Р 34. 11.

Целостность фискальных данных обеспечивается ККС.

ЗКУ должно работать, по жестко заданному алгоритму и выполнять следующие основные функции:

прием от ККМ данных после окончания формирования чека (отчета). Данные передаются в фиксированном формате;

формирование на основе полученных данных, ключа и значения счетчика числа кассовых операций ККС чека (отчета);

 


4Криптографическая контрольная сумма (ККС) - информация, воспроизводимая на бумажном документе(чеке), подтверждающем факт торговой операции и предназначенная для по:1тверждения проведения корректной операции денежных расчетов и подтверждения достоверности фискальных документов, формируемая с применением криптографических методов на основе секретного ключа

передача в ККМ вычисленного значения ККС, соответствующего параметрам данного чека (отчета) для печати чека, контрольной ленты, отчетов;

автоматическое изменение счетчика числа кассовых операций;

архивирование и хранение электронной копии контрольной ленты с криптографическими контрольными суммами;

Дополнительными параметрами, печатаемыми на каждом чеке, контрольной ленте и на каждом отчете, являются ККС и значение счетчика числа кассовых операций. Остальные параметры документов печатаются согласно действующим техническим требованиям к ККМ.

Алгоритм работы ККМ в этом случае должен быть следующим:

- ввод в ККМ необходимой информации о покупаемом товаре;

- передача защищаемой информации из ККМ в ЗКУ;

- выработка ЗКУ ККС по предоставленной информации с дополнением ее серийным номером ЗКУ и значением счетчика транзакций;

- возврат дополнительной информации и ККС в ККМ;

- печать чека с информацией, соответствующей ТТ на ККМ, серийный номер ЗКУ, ККС и значение счетчика числа кассовых операций.

Счетчик числа кассовых операций организуется внутри ЗКУ с целью последующего доказательства непрерывности следования документов в электронной контрольной ленте на интервале времени действия ключа в ЗКУ. При производстве ЗКУ устанавливается начальное значение счетчика числа кассовых операций.

Стойкость системы защиты ККМ с применением ЗКУ будет определяться стойкостью извлечения ключа из ЗКУ. Если злоумышленникам удастся извлечь ключ, то появится возможность корректировки отчетных данных.

Устойчивость ЗКУ к извлечению ключа определяется по соответствующим требованиям, разрабатываемым ФАПСИ. Каждое ЗКУ снабжается индивидуальным ключом, вводимым в ЗКУ в Центре авторизации.

Контроль правильности уплаты налогов должен осуществляться по предъявлении в налоговую инспекцию вместе с квартальным отчетом электронного отчета по всем продажам. Правильность сумм по каждой продаже проверяется по ККС. Целостность информации проверяется по неразрывности значений счетчика числа кассовых операций.

3. Порядок разработки и сертификации ККМ со встроенными средствами криптографической защиты данных. Состав сертификационных испытаний.

Разработка, производство и реализация средств криптографической защиты ФД, а также техническое обслуживание и модернизация ККМ с такими средствами должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-99. В частности, ФАПСИ разрабатывает требования к средствам криптографической защиты ФД и согласовывает требования к ККМ с такими средствами.

 

Сертификационные испытания ККМ со встроенными средствами криптографической защиты ФД включают обоснование свойств системы криптографической защиты ФД по всем количественным и качественным показателям на соответствие предъявляемым требованиям.

Сертификационные испытания производятся организацией, имеющей лицензию ФАПСИ на соответствующий вид деятельности с обязательной последующей экспертизой отчетных материалов сертификационных испытаний в ФАПСИ.

4. Обеспечение фискальных органов техническими средствами, позволяющими осуществлять оперативный контроль за целостностью информации (съем информации и ее анализ), содержащейся в фискальной памяти ККМ со встроенными средствами криптографической защиты ФД.

Для осуществления контроля за целостностью информации, содержащейся на электронной контрольной ленте ККМ со встроенными средствами криптографической защиты ФД необходимо разработать АРМ налогового инспектора, позволяющее снимать данные, хранящихся в энергонезависимой памяти, и проводить с ФД следующие действия:

проверка целостности представленных данных;

проведение экспресс-анализа на соответствие с данными, представленными в балансовом отчете (адекватность отчетов);

накопление данных для последующего подробного анализа (в случае необходимости).

Для осуществления оперативного контроля за правильностью функционирования ККМ со встроенными средствами криптографической защиты ФД целесообразно разработать портативный модуль налогового инспектора, позволяющий вычислить по предъявленному чеку правильность ККС и оперативно принять решение о правильности функционирования ККМ.

Центр авторизации ЗКУ эксплуатируется в рамках системы фискальных органов.


Назад

 

Hosted by uCoz